Внедорожники

22 января 2015 - Илья
Внедорожник (англ. off-road vehicle) — полноприводный легковой или коммерческий автомобиль повышенной проходимости, предназначенный для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также на пересечённой местности. Внедорожники не следует путать с вездеходами.

 

 

История внедорожников

ГАЗ 7-53-66

ГАЗ 7-53-66
История внедорожников не менее насыщенная и интересная, чем у других типов авто. Еще до начала Второй мировой, внедорожники, а точнее их «праотцы» стояли на вооружении в армиях, эти машины имели полный привод (колесная формула их была 4х4). Самыми известными из них были «Куроган» (Япония – 1935-го года), «Хорьх — 91» (Германия – 1937-й), «Мармон — Херрингтон» и что самое невероятное – ГАЗ – 61 (1938-го года). Однако первым армейским внедорожником, поставленным на конвейер, стал американский автомобиль с зависимой подвеской, к тому же кузов был упрощен, вместо дверей имелись вырезы. Это авто увидело свет уже после начала войны. Наиболее выпускаемыми на тот момент были авто марки Форд, эти армейские модели получили название GPV, что расшифровывалось, как автомобиль для общего назначения, хотя многие говорят, что по первым буквам солдаты прозвали его «Джип». Хотя этому названию имеется и другое обозначение, корни этого слова уходят в старый мультфильм про Полпая (известного непобедимого моряка), а само слово «Jeep» обозначает работягу или трудягу, что полностью соответствовало характеру авто. Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип, а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрён в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией «Крайслер», владеющей торговой маркой Jeep.

В СССР в 1941—1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года — первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях Союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.

Jeep CJ2A

Jeep CJ2A

После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep — гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так, в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon) с рамными шасси от пикапов, например, Chevrolet Suburban 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года. В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и −411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara (кстати, двухдвигательный), Renault Nomad и т. д. В конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) — Chevrolet Blazer 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении с универсалом Suburban и съёмной пластиковой крышей. Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году. В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всём мире и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США. Позже данный класс внедорожников фактически слился с сегментом компактных SUV, а позже и кроссоверов.

С середины 1980-х до середины 2000-х гг. на североамериканском рынке доля автомобилей типа SUV, классифицируемых в США как Light Truck, то есть «легкие грузовики», постоянно увеличивалась, но в последние годы их вытесняют более экономичные и безопасные кроссоверы. В настоящее время на мировом рынке лишь единичные известные автобрэнды не предлагают автомобили типа SUV или SAV.
 

Характеристика

УАЗ

УАЗ

Измеряем "внедорожность"

Моделей настоящих внедорожников различных производителей сейчас в автосалонах предостаточно: от недорогих и аскетичных УАЗов до представительных Toyota Land Cruiser. Но как же выбрать наилучший и наиболее подходящий? При сравнении разных "джипов" нужно обращать внимание на несколько параметров, но для начала определитесь — для каких целей он вам нужен. При движении вне дорог настоящий внедорожник должен успешно продвигаться по самым разным поверхностям, и имеющим плохое сцепление с колесами, и не обладающим достаточной плотностью. Внедорожнику не должны бить препятствиями грязь, песок, глина, снежный наст, болотистая местность, и т.д. Соответственно, это не всегда ровная поверхность, то есть внедорожник должен уметь передвигаться по самым сложным рельефам почвы, таким как: склоны холмов, овраги, ямы, разнообразные колеи. Большинство внедорожников имеет отключаемый привод передних колес, ведь при движении по хорошей дороге нет необходимости в полном приводе. Для отключения переднего кардана от раздаточной коробки достаточно повернуть рычаг или нажать кнопку. Но в таком случае колеса остаются в зацеплении с полуосями, редуктором и карданом и при движении вращают все эти детали. Для отсоединения колес от полуосей предусмотрены колесные муфты. Они могут включаться автоматически и вручную. Внедорожник не должен обращать внимания на лежащие деревья и торчащие ветки; должен быть устойчивым к высоким нагрузкам, ударам и постоянной вибрации.

Так какие же они, главные характеристики настоящего внедорожника?

Чтобы соответствовать всем предъявляемым требованиям, внедорожник должен обладать: уже упомянутым полным приводом на все колеса; мощным двигателем с большим крутящим моментом; малым удельным давлением на грунт (т.е. иметь большую поверхность сцепления покрышек с поверхностью); подвеской с большими ходами; малыми свесами (передним и задним) и большим дорожным просветом; повышенной прочностью кузова, подвески, двигателя и трансмиссии. Под данное описание хорошо подходит классический американский внедорожник. большая машина с большими колесами мощным двигателем и безо всяких излишеств. Впрочем, старые британские внедорожники так же попадают под данное определение. Но мы живем в современном мире, поэтому не всем нужен автомобиль, имеющий характеристики внедорожника — постоянный привод на все колеса, пусть и отлично передвигающийся по бездорожью, но утомительный при долгой езде по шоссе (и «жрущий» море бензина). Главный упор делается не на достижение максимальных вездеходных качеств, а на повседневное удобство водителя. За небольшим исключением автомобили с отключаемым передним приводом не имеют межосевого дифференциала, поэтому нельзя двигаться с полным приводом по асфальту и другим покрытиям, обеспечивающим хорошее сцепление колес с дорогой. Это приведет к выходу трансмиссии из строя. Автомобиль, снабженный межосевым дифференциалом, как правило, не имеет возможности отключения одного из мостов (редкие исключения составляют, например, Jeep Cherokee) – это постоянный полный привод (Full Time WD). Он безопаснее на дороге, но менее экономичен и сложнее по конструкции.Однако возможность двигаться с полным приводом по любому покрытию очень полезна зимой, когда участки заснеженной дороги чередуются с чистым асфальтом.

Двигатель

Важным показателем здесь является не столько мощность, сколько крутящий момент, передаваемый колесам. При чем максимальное свое значение он должен принимать при как можно меньшей частоте вращения коленчатого вала двигателя, т.е двигатель должен "тянуть на низах". Таким требованиям удовлетворяют дизельные моторы. Если Вы хоть раз наблюдали за гонкой "Ралли Париж-Дакар", то возможно заметили, что лидирующие позиции в классе внедорожников занимают машины именно с дизельными двигателями. В условиях, когда под колесами песок или раскисший грунт, главную роль играет как раз крутящий момент. Однако, дизели среди двигателей для внедорожников — не монополисты. Можно также встретить и бензиновые агрегаты: инжекторные, как с распределенным так и моновпрыском, и карбюраторные. Но последние, пожалуй во всем цивилизованном мире канули в Лету, такие моторы остались лишь на архаичных УАЗах. Если выбирать между бензиновыми и дизельными моторами, разумнее склониться к последнему варианту. Дизели удовлетворяют не только техническим, но и экономическим требованиям.

Сцепление внедорожников  — по сравнению со сцеплением легковых автомобилей — усиленное. Сделано это для того, чтобы выдерживать большие нагрузки, которые возникают, когда вы едете по местности, на которой "не ступала нога человека". Сцепление предназначено для кратковременного разобщения двигателя от трансмиссии при пуске двигателя, переключении передач, а так же для плавного соединения двигателя с трансмиссией при трогании с места и после переключении передач. Кроме того, сцепление предохраняет трансмиссию от перегрузок, возникающих при неравномерном движении автомобиля по неровностям дороги.
УАЗ

УАЗ

Трансмиссия автомобиля — наверное, самый важный элемент настоящего внедорожника. Вообще, на сегодняшний день конструкций трансмиссии очень много, и выбор зачастую зависит от располагаемой суммы денег. Но не тратьтесь на ненужные функции. При выборе внедорожника стоит обратить внимание на передаточные числа всех элементов: КПП, главная передача, раздаточная коробка.

Коробки передач

В основном, устанавливаются механические с ручным переключением. Есть также и автоматические, но для опытного "джиппера" важнее все такие не комфорт, а проходимость автомобиля. Он знает, когда лучше подоткнуть вторую передачу, а когда можно преодолеть препятствие и на четвертой. Автоматические коробки — агрегаты дорогие, ремонт их тоже не относится к категории дешевых "развлечений", а в лесу, на рыбалке или охоте может случится всякое. Поэтому лучше остановится на механическом варианте КПП. Раздаточная коробка обязательно должна иметь понижающую передачу, которая увеличивает передаваемый крутящий момент на колеса. Например, попали вы с проселочной дороги на песчаный участок. Будьте любезны, вот вам понижающая! И разницы между грунтовкой и песком вы почти и не заметите, разве что в скорости.

Дифференциалы бывают межколесные и межосевые

При повороте автомобиля его передние, управляемые колеса проходят разное расстояние, поэтому требуется немного мощности передать от одного колеса другому. Для этого и служат межколесные дифференциалы, та же история и с межосевыми. Но на бездорожье они только мешают автомобилю: одно колесо застряло и стоит как мертвое, а другое бешено крутится, создавая при этом лишь эффектный шлейф брызг грязи. В таком случае поможет блокировка дифференциала — колеса будут получать равное количество мощности и появится возможность преодолеть большую лужу грязи. Дифференциалы могут быть с ручной и автоматической, полной или частичной блокировкой.

Кузов

Существует один из типов кузовов внедорожника – это трехобъемный кузов. Трехобъемным кузовом считают кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями. Есть также двухобъемный пассажирский кузов, который имеет две боковые двери и стеснен задними посадочными сидениями. Проще говоря, это кузов, который имеет от двух до семи мест и оснащен одним основным, либо плюс одним дополнительным рядом сидений. Данные типы кузовов являются основными и почти все современные внедорожники изготовлены на их основе. Производители и работники автосервисов предлагают владельцам внедорожников стальные, а иногда даже кевларовые листы для защиты моторного отсека. Установка такой защиты — дело нехитрое и справится с ним может практически любой автомобилист. От конструкции кузова напрямую зависят геометрические показатели проходимости: клиренс, углы въезда-съезда и угол рампы. Клиренс или дорожный просвет  — это расстояние между низшей точкой кузова и поверхностью дороги. Как вы сами понимаете, чем он больше, тем лучше. Но до определенного момента. При увеличении дорожного просвета поднимается центр тяжести автомобиля, что не самым благоприятным образом сказывается на устойчивости внедорожника.

Угол въезда

Угол въезда

Угол вьезда Углы съезда-въезда характеризуют крутизну подъема которую можно преодолеть без контакта каких либо элементов кузова с грунтом. Чем короче свесы кузова — бампера, фаркоп, лебедка — тем круче подъемы, которые сможет преодолеть внедорожник.

Угол рампы

(иначе его называют углом переката) — максимальный угол эстакады, которую сможет преодолеть автомобиль, не касаясь днищем верхнего перелома этой эстакады. На угол рампы влияет размер базы автомобиля (расстояние между передней и задней осью). Чем больше база, тем меньше угол переката автомобиля.
Угол рампы

Угол рампы

Подвеска внедорожника должна быть энергоемкой, чтобы гасить большие удары о неровности грунта. Вальяжность некоторых конструкций, которой увлекаются американские инженеры, на бездорожье не уместна. При прохождении участков с наклонами такая подвеска может сыграть злую шутку и привести к опрокидыванию автомобиля. Ход подвески должен быть большим для снижения вероятности диагонального вывешивания, когда от земли отрываются два колеса разных осей по диагонали. Такое условие позволяет внедорожнику проходить ямы и траншеи внушительных размеров. Рулевое управление. Для облегчения езды по бездорожью потребуется гидроусилитель рулевого управления. И это не только дань моде, но действительно полезное устройство. ГУР поможет справится с упрямым характером внедорожника, не вызывая при этом боли в мышцах рук.

Колеса и шины

Настоящему "проходимцу" нужна внедорожная обувка. Диаметр шин здесь играет большую роль. Иногда приходится преодолевать значительные препятствия, такие как бревна, большие валуны, в таких случаях помогают большие колеса — им легче справиться с этой задачей, чем колесам меньшего диаметра. Рисунок протекторов должен соответствовать условиям: почти повсеместно колесам внедорожника приходится "вгрызаться" в мягкий грунт для наилучшего сцепления с ним. Неплохо было бы установить на колеса т.н. бедлоки — специальные устройства из двух колец, соединенные болтами. Они предотвращают разбортовывание колеса даже при полном отсутствии давления в нем. В грязи помогут грипперы — резиновые полосы с протекторами и шипами, надевающиеся на колеса, а для сугробов и льда — известные всем цепи.

Тюнинг внедорожника

Вопреки сложившемуся мнению, тюнинг (от англ. cлова tune — настраивать) — это не только изменение внешнего вида автомобиля. Тюнинг подразумевает под собой иногда даже кардинальную переделку двигателя, ходовой части в угоду техническим параметрам. То же касается и внедорожников. Некоторые "джипперы" берутся за эту непосильную работу ради развлечения, кто-то же благодаря такой настройке хочет улучшить свои результаты на различных соревнованиях.

 
       
Wrangler

Wrangler
Porshe Cayenne

Porshe Cayenne
Dodge

Dodge
 

Чаще всего на внедорожники базовых моделей устанавливают более мощные и тяговитые двигатели от других автомобилей, настраивают трансмиссию подбором шестерен КПП и раздаточной коробки. Подвеску можно усилить, установив сдвоенные амортизаторы или совсем перекроить под мощные торсионы. От колес, которыми комплектуют базовые модели на заводе-изготовителе, любители внедорожников почти всегда отказываются и устанавливают большего диаметра и с широким профилем. Большой популярностью пользуются кенгурятник, лебедка, лайт-бар (или люстра) а также другое оборудование, необходимое для покорения необъятных просторов. Тюнинг — дело добровольное и сугубо индивидуальное. Такие "джипы" создаются лишь в единственных экземплярах — никогда вы не встретите два одинаковых автомобиля. Если же вы твердо решили "зарядить" свой внедорожник, составьте для начала смету. И если она не охладила ваш пыл, действуйте, но главное — не перестарайтесь! И может быть следующим победителем станете именно вы!

Рысак в упряжке с тягачом

Настоящий внедорожник должен ездить по бездорожью, на ровном асфальте он чувствует себя неуверенно: разгон слабый, управляемость оставляет желать лучшего, а о комфорте вообще можно забыть. Практически все известные автомобильные производители, эмблемы которых красуются на внедорожниках, сегодня пытаются совместить в автомобиле динамику и комфорт легкового автомобиля с проходимостью и надежностью "джипа". Удается это немногим и чаще всего с конвейера сходят упомянутые выше "паркетники", на которых дальше проселка не выедешь. А потребителю остается как прежде выбирать.

 

Классификация

 Кроссоверы:

Автомобили, отличающиеся одновременно неплохой управляемостью на дорогах с твердым покрытием и способностью передвигаться по грунтовым дорогам и слабопересечённой местности. Кроссоверы отличает наличие несущего кузова, независимой подвески всех колёс и автоматически подключаемого полного привода (AWD), хотя есть и модели с постоянным полным приводом (Full Time AWD) — например, Toyota RAV4. Понижающей передачи, как правило, у кроссоверов нет.

Представители кроссоверов
CADILLAC ESCALADE Infiniti FX Toyota RAV4  
 

Компактные кроссоверы: BMW X3, Chery Tiggo, Chevrolet Captiva,Citroen C-Crosser, Dodge Nitro, Honda CR-V, Hyundai Tucson, Jeep Liberty,Jeep Compass, Kia Sportage, Land Rover Freelander 2, Mitsubishi Outlander,Nissan X-Trail, Nissan Qashqai, Opel Antara, SsangYong Actyon, Subaru Forester, Suzuki Grand Vitara 3dr, Suzuki SX4, Toyota RAV4, VolkswagenTiguan.

Cреднеразмерные кроссоверы: BMW X5, Hyundai Santa Fe, Infiniti FX,Lexus RX, Mazda CX-7, Mercedes-Benz M-class, Nissan Murano, Volvo XC90.

Полноразмерные кроссоверы: Cadillac Escalade, Cadillac SRX, Subaru B9 Tribeca


Паркетники или SUV (Sport Utility Vehicle) :

Адекватного перевода этого термина на русский язык не существует (словосочетание «спортивно-утилитарные транспортные средства» смысла, увы, не отображает), и, видимо, именно поэтому прижилась вышеозначенная аббревиатура. В эту категорию попадают внедорожники универсального назначения — они сочетают приемлемую управляемость на дорогах с твёрдым покрытием с возможностью без специальной подготовки передвигаться по достаточно серьёзному бездорожью. Изначально такие автомобили отличало наличие подключаемого или постоянного полного привода (4WD), а также независимой передней подвески (IFS) и неразрезного заднего моста (Rigid Axel), однако, в последнее время появились и универсальные внедорожники с независимой подвеской всех колёс (например, Land Rover Discovery, Nissan Pathfinder). Несущим элементом может являться как кузов, так и рама, а вот наличие понижающей передачи в раздаточной коробке обязательно. Конструкторы сознательно делают такие автомобили динамичными и «острыми» в управлении, но при этом их внедорожные качества зачастую безвозвратно теряются.

Представители паркетников
Chevrolet Niva Toyota Land Cruiser 200 Volkswagen Touareg  
 

Компактные внедорожники SUV: Chevrolet Niva, Great Wall Hover, Great Wall SUVG5, Jeep Cherokee, Kia Sorento, Suzuki Grand Vitara 5dr, Lada Niva

Cреднеразмерные внедорожники SUV: Hummer H3, Jeep Commander,Jeep Grand Cherokee, Land Rover Discovery 3, Mitsubishi Pajero Sport,Nissan Pathfinder, SsangYong Kyron, SsangYong Rexton, Toyota Land Cruiser Prado, Volkswagen Touareg.

Полноразмерные внедорожники SUV: Chevrolet Tahoe, Dadi City Leading, Ford Explorer, Mitsubishi Pajero IV, Toyota Land Cruiser 200.


Классические внедорожники:

Автомобили, основные потребительские свойства которых — отличная проходимость, выносливость и прочность. Характерные конструктивые особенности: наличие понижающей передачи, рамы и неразрезных мостов. Разумеется, и здесь есть исключения, но ими можно перенебречь.

Представители паркетников
Jeep Wrangler Nissan Patrol Suzuki Jimny  
 

Классические компактные внедорожники: Land Rover Defender, Suzuki Jimny, UAZ Hunter.

Классические среднеразмерные внедорожники: Jeep Wrangler*, UAZPatriot.

Классические полноразмерные внедорожники: Nissan Patrol.


Универсалы :

Серийно выпускаемые полноприводные модификации легковых универсалов, отличающиеся от базовых версий увеличенным дорожным просветом и, как правило, автоматической блокировкой межосевого дифференциала. Абсолютно искусственный класс, созданный специально для европейцев. Косвенный признак класса — высота данных авто, как правило, не превышает 1,55 м. Коротко: универсал С, D, E класса с увеличенный клиренсом и полным приводом. Внедорожники общего назначения (универсальные) имеют независимую переднюю и зависимую заднюю (мост) подвеску, могут иметь раму или несущий кузов. Они уже не являются полноценными «профессионалами», зато обладают гораздо лучшей управляемостью и более высоким уровнем комфорта.

Представители универсалов
Subaru Outback Audi A6 Allroad Seat Altea  
 

Mitsubishi Pajero, Toyota 4-Runner, Nissan Terrano I/II (Ford Maverick), Toyota Land Cruiser Prado, Isuzu Trooper, Opel Frontera и «Нива», Audi A6 Allroad, Seat Altea, Freetrack, Skoda Octavia Scout, Subaru Outback, Volvo XC 70.


Пикапы :

внедорожники с отдельной грузовой платформой. В большинстве своем имеют независимую переднюю и рессорную заднюю подвески, раму и понижающую передачу.

Представители пикапы
Mazda BT-50 Admiral Pick-up JMC Baodian Pick Up  
 

Ford Ranger, Mazda BT-50, Mitsubishi L200, Nissan Navara, SsangYong Actyon Sport, Admiral Pick-up, Antelope Pickup, Changfeng Flying Pick Up, Dadi Smoothing, Gonow Troy, Great Wall Sailor, Great Wall Wingle, Huanghai Plutus, JMC Baodian Pick Up, Tianma Century.


Профессионалы:

Профессиональные внедорожники обладают всем необходимым для преодоления экстремального бездорожья: рамной конструкцией, зависимыми подвесками спереди и сзади (мосты), пониженным рядом передач и блокировками в трансмиссии.

Представители профессионалы
Toyota Land Cruiser 100 УАЗ Mercedes G-Klasse  
 

Toyota Land Cruiser серии 7, 8, 100, 105, и 200, Land Rover Discovery, Defender, Nissan Patrol, Mercedes G-Klasse, Jeep Cherokee (хотя он имеет несущий кузов) и УАЗ.


Люкс или премиум-класс:

Внедорожники, несущие прежде всего представительские функции. Особенности конструкции не играют роли. Главное — внешний вид и очень высокая цена. В эту категорию попадают те автомобили, стоимость которых начинается от 2 млн. рублей.

Представители люкс
Range Rover Sport Audi Q7 Lexus LX 570  
 

Hummer H2, Mercedes-Benz G-class*, Porsche Cayenne*, Range Rover Sport, Range Rover, Mercedes-Benz GL-class, Audi Q7, Infiniti QX56, Lexus LX 570.

 

Рекомендации по выбору внедорожника

Выбор внедорожника сегодня — настоящая проблема. Если у вас нет на примете определенной модели, а критерии выбора размыты, то остановиться на чем-то конкретном будет сложно. Внедорожники имеют настолько разные потребительские качества, что даже модификации одной и той же машины могут быть предназначены для различных целей.
UAZ Patriot

UAZ Patriot

При выборе внедорожника необходимо учитывать некоторые параметры, по которым они отличаються.

С несущими кузовами или рамными. Первые, как правило, обладают большей устойчивостью, лучшей управляемостью и меньшим весом, а вторые более долговечны, легче поддаются лифтовке (т.е. поднятию кузова над подвеской) и легче переносят тяготы бездорожья. И с кузовным ремонтом у рамных машин все обстоит гораздо проще, поскольку всю силовую нагрузку берет на себя рама.

Зависимая (неразрезные мосты) или независимая подвеска. Совершенно очевидно, что независимая подвеска лучше «цепляется» за дорогу. Не случайно же практически все известные производители дорожных машин давно перешли на независимую заднюю подвеску. С другой стороны, независимая подвеска изначально более сложна, капризна и соответственно менее надежна, нежели металлическая болванка неразрезной балки.

С бензиновыми или дизельными двигателями Вопрос о том, что предпочтительнее в эксплуатации, не имеет однозначного ответа. Разумеется, бензин стоит дороже солярки, да и расход его в подавляющем большинстве случаев несколько выше.

дизельная версия внедорожника Murano

дизельная версия внедорожника Murano
Дизель не только требует более частой замены масла, но и более привередлив к его качеству (особенно это относится к турбодизелям). Кроме того, ремонт и тестирование дизеля обычно стоит дороже, чем бензинового мотора. Автомобили с бензиновыми моторами более динамичны и, как правило, имеют большую максимальную скорость. В свою очередь, дизеля тяговитее, что делает их более подходящими для лазанья по всякого рода буеракам. Что касается выбора между карбюратором и впрыском (для бензиновых машин) и электрическим или механическим впрыском (для дизеля), то тут все просто. Чем современнее система, тем лучше (и экономичнее) едет оборудованная ею машина, но одновременно она оказывается хуже приспособленной ко всякому рода катаклизмам.

С ручной коробкой или АКПП. Во-первых, автомат не добавит вашему автомобилю разгонной динамик; Во-вторых, его значительно проще сломать и гораздо труднее починить, а стоимость нового агрегата как минимум раза в два превысит цену «механики»; В-третьих, машину с автоматом крайне нежелательно таскать на буксире. Машину с АКПП невозможно завести «с толкача» (редкие модели, позволяющие подобное, не в счет). Последнее ограничение приводит к тому, что севший аккумулятор или умерший от воды стартер полностью обездвижат ваш автомобиль, даже если все остальные его узлы будут работоспособны

С постоянным полным приводом (full-time) или подключаемым передним мостом (part-time). Постоянный полный привод необходим для уверенной езды зимой по заледенелым дорогам. Что касается офф-роуда, то здесь подключаемого полного привода обычно достаточно. Тем более что усложнение конструкции (постоянный полный привод требует наличия межосевого дифференциала) неизбежно ведет к снижению ее надежности. С ручными муфтами подключения переднего моста, муфтами автоматическими, электрическими или вовсе без оных (естественно, речь идет о машинах с подключаемым передним мостом). Практика показывает, что автоматические муфты удобнее, но в условиях настоящего бездорожья им явно не хватает прочности. Кроме того, у них есть нехорошее свойство: самопроизвольно отключаться при попытках выехать «враскачку» из грязевой или снежной ловушки. С различными видами блокировки межколесных дифференциалов или без них. Наличие блокировок в ряде случаев существенно повышает проходимость внедорожника, но в стандартной комплектации они встречаются редко (дифференциал повышенного трения не в счет в силу незначительности блокирующего усилия)

С барабанными или дисковыми тормозами. Дисковые тормоза, безусловно, более эффективны, что очень актуально при быстрой езде по дорогам. А вот при внедорожной эксплуатации колодки дисковых тормозов изнашиваются гораздо быстрее барабанных. В серьезной грязи их ресурс может составить менее 2 тыс. км! По выше представленным параметрам, можете определиться с внедорожником какого типа вы хотите. Также обратите внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть.

Maybach Кроссовер

Maybach Кроссовер

Криминально-юридические. Сразу же после покупки свежего внедорожника стоит озаботиться поиском охраняемой стоянки или гаража. С возрастом внедорожники не так сильно падают в цене, как их меньшие легковые братья, что делает их соблазнительными для угонщиков. Так что необходимо покупать авто официально, с оформлением в ГИБДД. Также можно самостоятельно обратиться с запросом в таможню. В Москве даже частному лицу получить подобную информацию достаточно просто. Кроме того, существует несколько центров, специализирующихся на проверке юридической чистоты автотранспорта.

Финансовые. Затраты на обслуживание внедорожника существенно выше, чем аналогичные вложения в легковой автомобиль этой же ценовой категории. Особенно это касается регламентных работ. Даже «мелочи», не стоящие особого внимания при покупке легкового автомобиля (вроде изношенных тормозных колодок), при выборе внедорожника приобретают совершенно иное значение.

Технические. Существует несколько нюансов эксплуатации полноприводного автомобиля, которые многие владельцы частенько игнорируют, забывают, а то и просто не имеют о них понятия. Попробуем разобраться, к чему это приводит. Всех «правильных проходимцев» (за небольшим исключением с трансмиссиями типа TOD, Super Select и т.д.) можно поделить на два класса: одни с part-time — постоянным приводом на заднюю ось и подключаемым «передком», другие с full-time — постоянным полным приводом. Внедорожники с part-time не имеют дифференциала в раздаточной коробке, и именно поэтому в инструкции по эксплуатации для этих машин специально оговаривается, что полный привод можно включать только в условиях бездорожья (когда колеса имеют относительно малое сцепление с дорогой, а скорость движения невелика). При включении же полного привода на асфальте (пусть даже и смазанном зимней московской жижей) отсутствие межосевого «дифа» приводит к возникновению циклических ударных (и к тому же знакопеременных) нагрузок на трансмиссию… Первыми «накрываются» карданы (шлицевые соединения и крестовины). Да и все прочие узлы трансмиссии (от колес до раздатки) плохо «переваривают» подобный режим работы. У моделей с full-time межосевой дифференциал, естественно, имеется, но для повышения проходимости его можно заблокировать. Заблокированный межосевой дифференциал на фоне определенного повышения курсовой устойчивости наделяет поведение машины крайне непредсказуемым характером. Существуют еще и межколесные блокировки. Встречаются они, правда, не часто, но помните, что их бездумное применение — верный способ «убить мост». Пыль с грунтовок быстро забивает воздушный фильтр, вследствие чего он перестает справляться со своими обязанностями… В камеры сгорания поступает воздух с частицами пыли и песка, что приводит к повышенному износу цилиндров и поршневой группы. Что же касается водных препятствий (бродов), то это и вовсе «убийцы» автомобиля. Во-первых, предпочтительно, чтобы предыдущий хозяин вашего внедорожника не был завзятым джипером, во-вторых, нежелательно приобретать автомобиль и у «горе-шумахера», выучившего однажды, что полный привод улучшает устойчивость и управляемость, но так и не потрудившегося понять особенности собственного автомобиля (или хотя бы почитать инструкцию). Идеальным же продавцом представляется человек, своевременно проводящий регламентные работы и использующий внедорожные возможности машины исключительно для поездок на дачу. Впрочем, об идеале можно только мечтать. И в заключение несколько советов, справедливых в отношении любых машин (в том числе и внедорожников).

1. Поскольку немолодые автомобили с большим объемом двигателя (более 2,5 л) из-за границы сейчас практически не ввозят (это невыгодно в связи с высокими таможенными пошлинами, а льготы уже отменены), то, скорее всего, придется выбирать из изрядно побегавших по нашим дорогам.

2. Показания спидометра не должны являться основным критерием выбора. Конечно, если на нем «накручено» 400 тыс. км, есть повод задуматься, но и к 100 тыс. км пробега на 10-летней машине следует относиться с известной долей скептицизма. Рассказы про то, что автомобиль использовался только летом для поездок на дачу, а зимой отдыхал в теплом гараже, скорее всего окажутся неправдой. Машину не покупают для того, чтобы она стояла! И потому среднегодовой пробег обычно составляет не менее 20 тыс. км.

3. Предпочтительно, чтобы приобретаемый подержанный автомобиль длительное время находился в одних руках, так как обычно это предполагает своевременное и качественное обслуживание. Ведь те, кто приобретает машину на короткое время, не будут тратить на нее «значительные суммы». А именно так можно охарактеризовать затраты на поддержание полноприводного друга в хорошем состоянии. При прочих равных условиях предпочтение лучше отдать автомобилю, эксплуатировавшемуся там, где есть сервисные станции и автомагазины, специализирующиеся на этой марке.

4. Москва, несмотря на то, что зимой на ее дороги вываливается значительное количество соли, не самый «убойный» вариант эксплуатации машины. Кузова и рамы большинства проходимцев хорошо защищены от неблагоприятных условий внешней среды, и на десятилетнем кузове следы коррозии обычно можно найти только там, где нарушалось лакокрасочное покрытие. 5. Приобретая редкую модель, вы рискуете попасть в ситуацию, когда любую железку вплоть до болта придется покупать только новую, оригинальную и по соответствующей цене. Вполне возможно, что, прочтя от начала до конца эту статью, вы передумаете приобретать «эту полноприводную головную боль».

Существует много разных классификаций внедорожников. Если строго следовать терминологии, то «внедорожник» — это буквальный перевод английского слова off-road. И по смыслу в России это должны быть карьерный БелАЗ, ракетовоз и прочие чудища, не предназначенные для движения по дорогам. С другой стороны стоят так называемые полноприводные легковые автомобили. А именно машины, которые компании–производители иногда обозначают термином all-road, т.е. «вседорожники», имея в виду их дорожное предназначение, но подчеркивая независимость от состояния путей и типа дорожного покрытия. Основное отличие такого вседорожника от обычного автомобиля — возможность привода на все колеса. Причем привод может быть как постоянным, так и подключаемым при необходимости (вручную или автоматически). По американской классификации подобные машины называются SUV — Sport Utility Vehicle. Причем данная систематизация распространяется на все автомобили, предназначенные для езды и по горам, и болотам, и по шоссе.

Однако SUV — машины скорее для активного семейного отдыха, а не для лазанья по скалам и езды по капот в грязи. Это что-то достаточно вместительное, куда можно посадить жену, детей, загрузить велосипеды или виндсерфинг и доехать до места отдыха по плохой дороге. К категории SUV можно отнести и так называемые «паркетные джипы» типа Honda CR-V/HR-V, Suzuki Vitara, Toyota Rav4, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и др. 
Ford Explorer

Ford Explorer
Гораздо более распространенное наименование таких машин — AWD (All Wheel Drive) или 4WD (Four Wheel Drive), к которым могут ставить приставку huge, чтобы передать увеличенный размер кузова и салона. Строго говоря, категория AWD значительно шире и формально охватывает все машины с полным приводом, даже Audi Quattro или Subaru Legacy/Impreza, у которых «полноприводность» служит исключительно для лучшей управляемости и устойчивости на дороге.

Если человек не отдает предпочтение какой-либо определенной модели внедорожника, то выбрать ему будет крайне сложно, потому, что различные модификации одной и той же модели, имеют разные цели, и в результате выбор автомобиля, становится проблемой. Наиболее распространенными классификациями внедорожников являются две модели. Одна разделяет джипы на « асфальтовые» и «настоящие» внедорожники. Вторая похожа на первую, но делится на: автомобили для активного отдыха, обычные внедорожники, профессиональные внедорожники. Большинство водителей внедорожников не используют все возможности автомобиля, поэтому, при выборе внедорожника, нужно руководствоваться исключительно логикой, например, если человек ездит только по городу, то скорее всего, ему нужен «паркетник», а водителю, передвигающемуся по бездорожью, нужно выбрать более модернизированную модель джипа, за рулем, которого водитель будет чувствовать себя, как в легковушке, только гораздо более комфортнее и гораздо более безопаснее. Автомобили, которые мы называем внедорожниками, представляют группу машин, которые могут проехать везде.

 

Мифы и легенды о внедорожниках

Внедорожники, вседорожники, джипы, «вездеходы», автомобили повышенной проходимости, «проходимцы» – это далеко не полный список названий, которыми наиболее часто награждают полноприводные автомобили повышенной проходимости автолюбители. И столь же много различных легенд и мифов об этих «гигантах» автомира.

Миф №1. «Все полноприводные автомобили – внедорожники». Это не так. Помимо огромного количества легковых автомобилей с полным приводом (Audi A6, Subaru Outback и т.д.) существуют и так называемые «паркетники» – это обычные автомобили повышенной проходимости, оснащенные полноприводной трансмиссией. Настоящими внедорожниками можно назвать такие автомобили, как Nissan Patrol, УАЗ, Land Rover, Mercedes-Benz G-класса, Toyota Land Cruiser и 4-Runner и подобные им. Такие внедорожники имеют постоянный или принудительно подключаемый полный привод, понижающий ряд в трансмиссии, солидный клиренс, небольшие свесы, рамную конструкцию.

Миф 1

Миф 1

МИФ №2. «Внедорожники отличаются большим расходом топлива». Смотря с чем сравнивать, если с малолитражкой – то да. Но ведь существуют и легковые автомобили с объемом двигателя от 3,0 литров и более, которые потребляют порой больше 20 литров на 100 км. Расход топлива у внедорожников, впрочем, как и у большинства других автомобилей, зависит от условий эксплуатации и манеры езды. К тому же внедорожники зачастую оснащаются экономичными дизельными двигателями, которые имеют расход топлива гораздо меньший, чем бензиновые моторы легковушек объемом 3,0 и более литров.

Миф 2

Миф 2

МИФ №3. «Внедорожник должен быть брутальным — очень большим и мощным». Это не обязательно так. Внедорожник в первую очередь должен иметь хорошую проходимость и маневренность. Большой кузов и мощный двигатель – это, конечно, хорошо, но большой вес и длинная колесная база такого автомобиля негативно сказываются на внедорожных способностях. Покупатели зачастую отдают предпочтение именно длиннобазным пятидверным версиям внедорожников, возможно, из-за большей универсальности. А ведь при прочих равных условиях трехдверные внедорожники и стоят дешевле, и при этом обладают рядом преимуществ.

Например, ввиду меньшего количества дверей и меньшей длины «трехдверки» получаются легче, а значит – динамичнее. Короткобазные внедорожники наиболее пригодны как раз именно для серьезного бездорожья. Минимальные свесы и максимальный угол переката позволяют им пройти там, где пятидверные версии могут и не проехать. Кроме того, в городе небольшие внедорожники тоже хороши: в бетонных джунглях меньшая длина и маленький радиус разворота всегда считались преимуществом, особенно при парковке.

Миф 3

Миф 3

МИФ №4. «Эксплуатация внедорожника в городе неоправданна». Это не так. Ведь внедорожник – это универсальный автомобиль, и кроме вместительного салона его большие колеса, внушительный клиренс, высокая посадка и даже короткие свесы с мощными бамперами не теряют актуальности при ежедневных поездках по городским улицам с открытыми люками, гололедом и пробками. Главное – соблюдать требования инструкции по эксплуатации и принудительному подключению полного привода на асфальте. Что касается расхода топлива, то в городе он увеличивается даже у микролитражных автомобилей.

Идеальным вариантом можно было бы считать приобретение и эксплуатацию легкового автомобиля – для города, внедорожника – для отдыха, но большинству наших сограждан такая роскошь, к сожалению, не по карману.

Миф 4

Миф 4

МИФ №5. «Внедорожник должен оснащаться «механикой». Необязательно. Профессиональному внедорожнику механическая трансмиссия, конечно, подходит больше, ведь она имеет достаточно простую и надежную конструкцию, что очень важно при эксплуатации в тяжелых условиях, например, позволяет буксировать машину, заводить с буксира, преодолевать сложные участки на стартере и т.д. Ну а универсальному внедорожнику как нельзя кстати АКПП. Например, ресурс «автомата» Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и Jeep Cherokee ничуть не меньше «механики».

Миф 5

Миф 5

МИФ №6. «Внедорожник очень дорог в обслуживании». Это не совсем так. Стоимость обслуживания зависит от конструкции и марки автомобиля. Некоторые запасные части и расходные материалы на внедорожники стоят, действительно, несколько дороже, чем на легковые машины, но и ресурс они имеют зачастую в два, а то и в три раза больший. Особенно это касается элементов подвески и ходовой части – эти узлы рассчитаны на эксплуатацию в условиях бездорожья и должны обладать соответствующим запасом прочности.

Ну а стоимость обслуживания двигателей и трансмиссий большинства внедорожников практически не отличается от стоимости ТО полноприводных легковых автомобилей.






Источник: Викизнание

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3047 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!